РАТНАЯ СЛАВА РОССИИ
Георгиевская ленточка
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Великие сражения [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Княгиня Ольга
Княгиня Ольга 
 Эссе Родиной Инны 
8А класс МБОУ Жердевской СОШ №2 

     История России богата именами выдающихся правителей, дипломатов, просветителей, деятелей культуры. Среди них немало женщин. Однако женские имена в нашей истории долгое время незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужа домашних « рабынях », якобы ничего для блага Отечества не сотворивших. В том, что это ошибочно, помогает убедиться пристальное изучение исторических источников. Уже начальные века русской государственности ( до XII века ) тесно связаны со значительными деяниями наших женщин. Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся личностях прошлого нашего Отечества. Ольга - первая женщина на Киевском великокняжеском престоле, образ которой донесли нам устные предания, летописи и жития. Оно вошло в народные сказания киевских времен как имя « вещей », «мудрой » правительницы, чья деятельность оставила глубокий след в жизни Древней Руси. Ольга родилась простой девушкой в деревне около города Пскова. Молодой князь Игорь приехал туда на охоту и случайно увидел эту деревенскую красавицу, которая так понравилась ему своей скромностью и умом, что он не хотел слышать о других невестах, и женился на милой Ольге. В высоком дворце государя она была так же умна и любезна, как прежде в маленьком домике своих родителей, также добра и ласкова с окружавшими ее знатными боярами, как прежде со своими сельскими подружками. Несколько слов о муже ее князе Игоре. Сын Рюрика, он положил основание династии Рюриковичей на Руси. Игорь стал княжить после Олега в 913 году. Он упомянут в летописи несколько раз в связи с его походами на древлян и печенегов. Более подробно рассказывается о нем когда он совершил поход на греков, сжег села и церкви, жестоко расправился с населением, а в итоге потерпел поражение. Кончил Игорь печально. Отправившись за данью к древлянам он не удовлетворился одним заходом, и решил повторить его. Когда древляне узнали, что князь возвращается снова они не выдержали: « Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Вышли древляне на встречу Игорю и убили его вместе с его дружиной. Там же, в Древлянской земле, погребли его. Ольга после гибели мужа была захвачена лишь одним чувством - она жаждала отомстить Древлянам за убийство Игоря. Руководил ею не просто сердечный порыв - закон кровной мести был одним из самых главных и обязательных в ту эпоху. В пространом рассказе о мести Ольги, поражает необыкновенная доверчивость, с какой древляне поддаются коварным ее замыслам: простодушием своим они напоминают нереальных людей, а скорее персонажей из народной сказки, поведение которых не следует из реальной логики. С другой стороны, поразительна изобретательность, изощренность замыслов Ольги: она хочет не просто расправиться с ненавистным племенем, но при этом разыграть некое ритуальное действо. В ее мести есть что - то сказочно - условное и обрядовое. И над этими грозными событиями возвышается личность женщины, которая проявила беспощадную целеустремленность, холодную жестокость и коварство и каждый этап мщения своего венчала торжеством и насмешкой над поверженными врагами. Святославу было всего три года, когда трагически погиб его отец, и фактически правление в неспокойное для страны время перешло к его матери Ольге, которая правила около двух десятилетий. Казалось, слабая женская рука неспособна будет сохранить целостность Руси, и она распадется на отдельные княжества. Но Ольга в скоре доказала, что женщина может иногда равняться с великими мужами. Прежде всего Ольга наказала убийц Игоря. Вот что пишет Нестор. Древляне, убившие Игоря, вздумали присвоить власть над Киевом и хотели женить своего князя Мала на вдове Игоря. Они послали к Ольге двадцать лучших мужей с предложением ей выйти замуж за Мала. Послы приплыли в ладье к Киеву и сказали Ольге: « Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство, но князья древлянские добры и великодушны... Будь супругой нашего князя Мала ». Ольга с ласкою отвечала: « Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладью свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя в ладье на руках». А своим людям Ольга приказала выкопать на теремном дворе глубокую яму. Когда на другой день люди Ольги стали приглашать послов древлянских к княгине, те отвечали, как их научила Ольга: « Не хотим ни идти, ни ехать: несите нас в ладье». Киевляне понесли спесивых послов во двор терема и сбросили их прямо в ладье в яму. Наклонилась Ольга к яме и спросила: « Хороша ли вам честь?» « Честь нам хуже Игоревой смерти!» - отвечали несчастные. Ольга приказала засыпать их землею живыми, а через гонца объявила древлянам, что они должны прислать за нею более именитых мужей, ибо народ киевский не отпустит ее без торжественного и многочисленного посольства. Поверили древляне Ольге и прислали в Киев более именитых мужей, а там, по древнему славянскому обычаю для гостей истопили баню. Когда древляне вошли туда, дверь за ними заперли и сожгли их вместе с баней. Тогда послала Ольга сказать древлянам, чтобы варили они мед в соем городе Коростене, и что она уже едет к ним, желая перед вторым браком совершить тризну на могиле первого супруга. Тризной у них назывались поминки. Если умирал знатный челорвек, то славяне над ним земляную насыпь делали,от того вот и вышли курганы в степях. И клали с покойником и деньги, и коня его, и мечь, и разные вещи. Они, видите, думали, что на том свете все это мертвому понадобится. Насыпов курган славяне начинали вокруг него бороться, на кулачки биться. А после этого пировали. Вот Ольга и приехала с дружиной к Игоревой могиле. Собрались туда и древляне на тризну. Спрашивают Ольгу: « А где же наши послы? » Она говорит: « Послы с дружиной приедут ». Начали древляне пировать; употчивала их Ольга на славу, так что они опьянели. Тогда она велела своим отрокам выпить за их здоровье, сама ушла, а дружина ее бросилась на пьяных древлян и принялась их рубить. И погибло их до пяти тысяч человек. А Ольга воротилась в Киев собрала большое войско и пошла на древлян войной. Древляне тоже вооружились. Когда сошлось киевское войско с древлянским, двенадцати летний Святослав первый бросил копье. Только где же ребенку бросить далеко ! Копье упало к ногам его коня, а воеводы Свенельд, что был у Игоря и Асмуд, который воспитывал князя Святослава, закричали: « Князь уже начал, потянем, дружина, за князем ». Тут все киевляне дружно ударили на древлян и победили их. Все древлянские города покорились Ольге кроме Коростеня, того самого, жители которого убили Игоря. Они были всех виноватее, так больше других и сражались. Целое лето Ольга с войском простояла под городом, а взять не могла. Наконец посылает им сказать, что лучше им покориться и дань заплатить. Они ответили, что рады заплатить и медом, и мехами. Ольга им на это сказала: « Не нужно, изнурять вас не хочу, дайте мне только по три голубя, да по три воробья с дома ». Как услыхали это древляне, обрадовались, что она наложила такую легкую дань. Тотчас же ей доставили птиц. Она сказала, что завтра же уйдет в Киев. Сама раздала каждому в своем войске по голубю или воробью, да и велела, как с темнеет привязать к каждой птице серу и трут, зажечь, да и пустить на волю. Так и сделали. Голуби и воробьи полетели прямо в свои гнезда в древлянских домах. Тотчас же все дома в Коростене загорелись. Древляне перепугались, бросились бежать, а Ольгины воины стали их ловить. Часть их сделала Ольга рабами, а на других наложила тяжкую дань. После этого Ольга,словно исчерпав тему мести, предстает мудрой правительницей. В самом начале самостоятельного властвования княгине удалось провести первую в истории России крупную финансовую реформу. Ольга развернула кипучую деятельность по упорядочению сбора дани с ближайших территорий, ввела « уставы » и « уроки ». Автор « жития » княгини Ольги подчеркнул, что она сама « обиходяще всю Русскую землю, дани и уроки льгкы усталяющи ». Проведенная Ольгой систематизация сбора « полюдия », усиление княжеской администрации на вновь освоенных землях способствовали сплочению отдельных земель Руси. А следующим шагом мудрой правительницы стал выход на международную арену: в 955 году Ольга отправилась в Царьград, где царствовал тогда Константин Багрянородный. В отличии от прежних походов русских князей, это был мирный дипломатический визит. Пребывание Ольги в Царьграде можно отчасти восстановить и по русским, и по греческим источникам, но и они не раскрывают вполне целей поездки и очень скупо освещают содержание переговоров. Главным событием оказывается крещение Ольги, сопровождающееся любопытными подробностями. Здесь вновь на короткий момент возникает образ Ольги - хитроумной женщины, которая ловко умеет выйти из самого трудного положения. Рассказ « Повести временных лет » - это своеобразный исторический анекдот. Константин, беседуя с русской княгиней, увидел, что она « очень красива лицом и разумна ». Он «подивился ее разумом и сказал: " Достойна ты царствовать с нами в столице нашей"». На это неожиданное заявление Ольга отвечала: « Я язычница. Если хочешь крестиь меня, но крести меня сам ». Крещение совершали царь и патриарх, который трогательно благословлял и наставлял ее в крестьянской вере. Она получила при крещении имя Елена- в честь древней византийской императрици, матери Константина Великого. Наконец царь сказал Ольге - Елене, что хочет взять ее в жены и препятствий к этому больше нет, она напомнила ему: крестный отец не может жениться на крестной дочери. И Константин признался: «Перехитрила ты меня, Ольга ». На приеме был весь двор. Все проходило по тщательно разработанной церемонии и с большой помпезностью. Ольге были оказаны высокие почести. Император вручил гостье дорогие подарки. А Ольга, на память о крещении подарила большое золотое блюдо с драгоценным камнем и жемчужными украшениями. Известно, что переговоры касались военной помощи Византии со стороны русских, учреждения в Киеве архиепископии, предоставления торговых привелегий. Главным же было - подтверждение мирных и дружеских отношений между двумя державами. Крещение Ольги могло рассматриваться как подготовка к принятию Русью крестьянства в греческом его варианте. В общем, мирный поход Ольги укрепил государственный престиж Киева. Крещение Ольги позволило летописцам и позднейшим церковным писателям создать образ благочестивой, « блаженной » княгини. Недавняя язычница, она преображается, ее природная мудрость обогощается глубокой религиозностью. Просветившись крещением, она « радовалась душой и телом ». Патриарх приобщил ее к нормам поведения христианки - « дал ей заповеди о церковном уставе, и молитве, и о посте, и милостыне, и о соблюдении тела в чистоте ». Летописец убеждает читателей , что «блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, то есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Большим огорчением для Ольги стало нежелание Святослава креститься, - как не уговаривала она его, сын остался язычником. Но и в этом случае она вела себя как подобала святой и говорила: «"Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и народ русский, то вложет им в сердце тоже желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына всякую ночь и день, руководя сыном до его возмужалости и до его совершеннолетия ». Ей пришлось еще пережить осаду Киева печенегами и голод осажденных. Она с внуками едва не погибла. Не легко дался ей уход Святослава в Болгарию, когда он заявил, что оставляет Киев ради Переяславля на Дунай... Может быть, это решение сына и ускорило ее кончину. Она просила его: « Видишь, я больна; куда хочешь уйти от меня?.. Когда похоронишь меня - отправляйся куда захочешь »... Через три дня после этого тяжелого разговора Ольга умерла. « И плакали о ней плачем великим сын, внуки ее, благодарный народ. Даже древляне на нее не сердились, потому что хоть она их сперва и наказала по их делам, а потом была добрую государынею и сделала много хорошего. Таков был путь Ольги от простой псковской девочки, ставшей женой Игоря, затем вдовой князя, грозной мстительницей и, наконец мудрой правительницей земли Русской, предвозвестницей принятия православия. Княгиня Ольга за ее усердие к вере Христовой и за добрые дела - канонизирована Русской Церковью и причислена к лику святых. Уважайте память этой доброй княгини Ольги. Помните, что она первая старалась о том, чтобы предки наши избавились от ужасного несчастия быть идолопоклонниками; она первая говорила об истинном Боге, учила их вере в Иисуса Христа. Любите святую Ольгу за такое великое благодеяние и старайтесь быть так же благочестивы, так же усердны Богу, как была она!
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (30.04.2012)
Просмотров: 1836 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz